«Oдним из приoритeтoв в рaбoтe прaвитeльствa, гoсудaрствa в ближaйшиe гoды дoлжнa стaть рaбoтa нaд рaзвитиeм инфраструктуры. Это, прежде всего, дорожные сети, аэропорты, порты, связь и так далее», — сказал глава государства.
За прошедшие несколько лет многое в этом направлении было сделано, как государством, так и на уровне бизнеса. По сведениям Росстата в России на конец 2016 года общая протяженность автодорог составляла всего порядка 7,1 млн км, а ж/д — 430 тыс. км, поэтому поставленная президентом задача для нашей большой страны очень актуальна. На этом фоне данные о том, что почти каждый десятый мост в стране – главное связующее звено в современной транспортной сети – деревянный, звучат не очень перспективно с учетом особенностей российского климата.
Большинство же возведенных в России мостов стальные. Так сложилось исторически, хотя в сложных погодных условиях нашей страны такие конструкции чаще требуют профилактики и ремонта. Притом, что во всем мире, включая Германию, Францию, Великобританию, США, Китай в мостостроении успешно уже более 50 лет используется алюминий.
«Алюминиевые мосты обладают целым набором преимуществ: высокие антикоррозийные свойства, низкие эксплуатационные издержки, минимальные сроки установки, длительный срок службы, – рассказал директор РУСАЛа по сбыту в РФ и СНГ Роман Андрюшин. – Более того, алюминий, в отличие от стали, при температуре минус 35-40°С увеличивает свою прочность, что является конкурентным преимуществом при строительстве в районах с суровым климатом».
До недавнего времени широкому применению алюминиевых сплавов в российском мостостроении мешала действующая нормативная база, т.к. среди материалов для изготовления строительных изделий и конструкций приоритет отдается стали, железобетону и дереву, а алюминий в технических правилах просто отсутствует.
«Сегодняшняя нормативная база отражает то положение в алюминиевой отрасли, которое существовало в начале 80-х годов. Современные высокопрочные и коррозионностойкие сплавы, современные требования к качеству профилей в ней не отражены», — отмечает Ольга Хохлова, генеральный директор ЗАО «МЕТАКОН ЦЕНТР», крупнейшей в России проектной организации, занимающейся, в том числе, и проектированием мостовых конструкций.
Однако скоро ситуация изменится. Недавно Московский государственный строительный университет (МГСУ) занялся испытанием алюминиевого моста в натуральную величину. Эксперименты проводятся для разработки свода правил «Мосты из алюминиевых сплавов. Пролетные строения», который станет национальным стандартом в сфере проектирования, строительства, монтажа и эксплуатации мостов из крылатого металла. Проверке в МГСУ подвергается мост длиной 10 м, шириной 3 м и грузоподъемностью 20 т.
Можно ожидать, что с формированием новых стандартов строительство алюминиевых мостов пойдет ускоренными темпами. «Замена пешеходными мостами существующих паромных переправ или выполненных безо всякого проекта зыбких мостиков через реки в самых различных регионах России – ещё одна перспективная задача», — считает Хохлова. По мнению эксперта, российская промышленность обеспечена и необходимыми кадрами и мощностям, чтобы строить алюминиевые мосты в больших количествах: «Будет спрос на подобные конструкции – появятся и прессовщики и изготовители».
Говоря о достижениях и перспективах, стоит отметить, что 2017 год был знаковым для отечественного алюминиевого мостостроения, потому что наряду с активной работой над нормативной базой, в нашей стране, наконец, появились и первые в современной истории пешеходные сооружения из алюминия . Повезло жителям деревни Афонино Кстовского района Нижегородской области, где летом при поддержке правительства региона были смонтированы два алюминиевых моста. Пролетные строения были изготовлены за полтора месяца, а их монтаж занял всего два часа – скорость производства, транспортировки и установки является еще одним конкурентным преимуществом таких конструкций. Уже в августе тоже два алюминиевых моста были установлены в Москве в природном парке «Яуза». В следующем году алюминиевые мосты появятся в Красноярске в рамках подготовки к Универсиаде-2019. Прорабатываются планы их строительства и в других регионах России – от Камчатки до Северного Кавказа. Поэтому через несколько лет можно ожидать, что алюминиевые мосты перестанут быть диковинкой в нашей стране.