фoтo: pixabay.com
Нaпoмним, чтo в мирe извeстнo нeскoлькo тeoрий снoвидeний. Сaмaя пoпулярнaя из ниx вышлa из-пoд пeрa скaндaльнoгo псиxoaнaлитикa Зигмундa Фрeйдa, кoтoрый сoстaвил свoй сoбствeнный «сoнник» и считaл, чтo в снoвидeнияx чeлoвeк рeaлизуeт свои скрытые желания, чаще всего связанные с сексом.
Еще одну известную теорию выдвинул финский невролог Антти Ревонусуо, по мнению которого во время сна человек систематизирует полученную информацию . Кроме того, сновидения помогают нам подготовиться к опасностям — мозг как бы репетирует встречи с теми или иными угрозами, которые могут произойти в жизни. Почти то же самое думает и профессор психологии Гарварда Дейдра Барретт считает, по мнению которого сон — это механизм, придуманный эволюцией для защиты нас от опасностей. Ученые Эрнест Хартман предполагает, что сновидения помогают нам справиться с душевными переживаниями.
Но большинство современных ученых солидарны с психиатром Чжан Цзе, который предполагает, что во время сновидений головной мозг обрабатывает все, что случилось с нами за день (или даже за прошедшее время) и создает некий архив воспоминаний.
Однако главный научный сотрудник лаборатории передачи информации в сенсорных системах Института проблем передачи информации РАН Иван Пигарев не в их числе. По его мнению, функционального предназначения сны не несут. Более подробно теорию ученого для «МК» разъяснил руководитель Центра медицины сна МГУ им. Ломоносова Александр Калинкин:
– Я очень хорошо знаю этого ученого, и могу сказать это самый уважаемый мною ученый, которому принадлежит основная теория функционального предназначения сна. Подчеркну, что она не имеет отношения к образованию сновидений, а объясняет, для чего именно человеку необходим сон. Простые ответы — для отдыха, восстановления сил — не отвечают на главный вопрос: почему же все это не происходит во время расслабленного бодрствования? Итак, во время бодрствования мы преимущественно получаем информацию от экстрорецепторов — а это зрение, слух, обоняние – и обрабатываем ее. А во время сна в том же направлении идет информация от интерорецепторов внутренних органов, которая поступает в те же зоны коры головного мозга, которые отвечают за зрение, слух, двигательную активность.
Согласно висцеральной теории Ивана Пигарева, в этот период мозг занят обработкой не сигналов, поступающих из внешних сенсорных каналов (зрения, обоняния, осязания, слуха), а сигналов, идущих от внутренних органов. Основная задача, которую мозг решает во время сна – это задача поддержания работоспособности организма. Сонливость и усталость – это сигналы о том, что у нас в теле (а точнее, во внутренних органах) накопилось какое-то количество «нерешенных проблем» и для их обработки требуется подключение мощностей «центрального процессора». Иначе говоря, нам необходимо перейти в режим сна и дать возможность мозгу разобраться с накопившимися запросами. Если этого своевременно не сделать, то могут начать возникать различные патологии.
Часть информации может проникать во время сна в кору головного мозга из окружающей среды, но вряд ли это может сформировать сновидения. Я бы сравнил сновидения человека с хвостом кометы. Это означает, что любая информация, которая была получена человека с момента его развития и даже до его появления на свет, имеет определенный след – как в комете частичка ледяного ядра переходит в хвост, и чем дальше она от ядра кометы, тем больше удаляется событие во временной шкале. Но оно все равно неразрывно с ядром. И мы видим хвост кометы, потому что он освещается солнцем, и мы видим отражение от частичек льда, которые были в комете. В сновидении заложено прошлое, настоящее и даже немного будущее. И я не говорю о вещих снах. Но, например, если нам приснилось неприятное событие, связанное с каким-то местом или человеком, мы будем его избегать. Так что сновидения — это симбиоз прошлого, настоящего и будущего человека.