Пaтриaрx Кирилл нa кoнфeрeнции «Дeлo oб убийствe цaрскoй сeмьи: нoвыe экспeртизы и aрxивныe мaтeриaлы». Фoтo: patriarchia.ru
«Слeдствиeм плaнируeтся нaзнaчeниe псиxoлoгo-истoричeскoй экспeртизы для рaзрeшeния вопроса, связанного в том числе с возможным ритуальным характером убийства членов царской семьи», — сообщила ведущая дело старший следователь по особо важным делам Следственного комитета РФ Марина Молодцова. Но важны не только сами слова, но и, так сказать, контекст, в котором они прозвучали. Заявление было сделано на конференции «Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы», прошедшей в понедельник в Сретенском монастыре с участием патриарха Кирилла.
Ни сама Молодцова, ни ее коллеги не скрывают, что ход следствия, по сути, определяется патриархией: многие экспертизы, мол, проводятся по «просьбе» церкви. А по большому счету — все. Да и само дело, как рассказал патриарх, выступая на той же конференции, было возобновлено после того, как он в разговоре с президентом «сформулировал условия, при которых церковь могла бы серьезно рассматривать результаты экспертиз». А именно: 1) весь процесс нужно повторить заново, с самого начала и до конца; 2) церковь не должна наблюдать со стороны — она должна быть включена в этот процесс.
Старший следователь по особо важным делам Следственного комитета РФ Марина Молодцова. Фото: patriarchia.ru
Между тем главный вопрос, который ставит перед следствием РПЦ, — даже не подлинность «екатеринбургских останков». Главное, что беспокоит и тревожит: не умучили ли православного государя адепты иного, неправославного культа — по своей религиозной надобности? Без ответа на этот вопрос церковь отказывается верить в подлинность останков. Ведь, по мнению сторонников «ритуальной» версии, тела Романовых просто не могли остаться целыми. Либо были расчленены, либо сожжены, либо растворены в кислоте. Либо последовательно было совершено и то, и другое, и третье.
Насколько далеко все запущено, в смысле — как далеко зашел процесс популяризации такой трактовки, говорят слова секретаря патриаршей комиссии по изучению результатов исследования останков епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), сказанные на все на той же «сретенской» конференции: «У нас самое серьезное отношение к версии ритуального убийства. Более того, у значительной части церковной комиссии нет сомнений в том, что это так и было». О том, кто мог совершить этот кровавый ритуал, церковное руководство политкорректно не уточняет. По словам Тихона, убийство царя и его семьи «для многих» имело «ритуальное, символическое наполнение».
Фото: rusarchives.ru
Но что не разрешено Юпитеру, то позволено быку: сторонники «ритуальной» версии на нижних этажах церковной вертикали менее склонны к политесу. И дело, увы, не ограничивается маргинальными сетевыми ресурсами. Скажем, на респектабельной и довольно близкой к патриархии «Русской народной линии» некто Леонид Болотин, представленный как «историк, публицист и общественный деятель», обстоятельно доказывает несостоятельность версии об убийстве Романовых евреями-хасидами. В пользу версии убийства евреями-саддукеями…
Все члены этого общества «Ритуал» — и умеренные, и на всю голову отмороженные — строят свою позицию на том, что следствие и власти в целом так и не ответили, дескать, на волнующий духовенство и паству вопрос. Речь, естественно, идет о прежнем следствии и прежней власти. А конкретно — о следователе Владимире Соловьеве и правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков царской семьи, действовавшей в 1993–1997 годах. Между тем среди материалов последней без труда можно найти доклад Владимира Соловьева «Проверка версии о так называемом «ритуальном убийстве» семьи российского императора Николая II и лиц из его окружения в 1918 году», прочитанный на одном из заседаний комиссии в 1997 году. «Ритуальная» версия разбивается в нем буквально по каждому пункту.
«Можно сделать вывод о том, что принятие решения о расстреле всей царской семьи не было связано с какими-либо религиозными или мистическими мотивами, а в основном с настроением руководства и масс на Урале, — говорится в результирующей части этого документа. — Поводом послужило обострение военной обстановки и близость падения Екатеринбурга. Исполнение приговора также не свидетельствует в пользу «ритуальной» версии… День казни не был приурочен к какому-либо иудейскому религиозному празднику. Порядок казни вырабатывался «коллегиально» уральскими чекистами. Были предложения о том, чтобы взорвать Романовых гранатами, зарезать их сонными, наконец, расстрелять. Среди лиц, обсуждавших варианты казни, доминировали русские (Медведев, Никулин, Кабанов). Изучение личных дел участников событий показало, что ни один из них на момент казни не обладал образовательным уровнем, позволяющим ориентироваться в иудейских обычаях, древних языках…»
фото: ru.wikipedia.org
фото: ru.wikipedia.org
Череп скелета №4, идентифицированного как останки последнего русского императора.
Но, как видим, церковь эти доводы не убедили. Как не убедили и первые результаты возобновленного следствия. Кстати, самой первой экспертизой, назначенной в рамках «перезагруженного» в сентябре прошлого года царского дела, было генетическое сличение черепов императора и императрицы с остальными частями их скелетов. Как нетрудно догадаться, исследование было проведено по настоятельной просьбе руководства РПЦ, пожелавшего вновь убедиться в том, что головы не были отсечены и заспиртованы. По информации источников «МК», знакомых с ходом следствия, результаты этой экспертизы были готовы уже в начале октября 2015 года и тогда сообщены церковному руководству. Сенсации не случилось: черепные коробки соответствовали остальным костям.
Под Екатеринбургом были обнаружены «полные комплекты» костей. Но сторонники ритуального убийства не верят ученым и настаивают на подмене останков. Фото: кадр из видео
Тем не менее церковь и поставленное под ее полный контроль следствие упорно продолжают копать в том же направлении. Что ж, бог в помощь, как говорится. Но, пожалуй, нелишним будет напомнить изыскателям, что установить ритуальный характер убийства русского царя оказалось непосильной задачей даже для Гитлера и его приспешников. Для справки: материалы «белогвардейского» следствия по царскому делу, которое вел судебный следователь Николай Соколов, эмигрировавший после победы красных, вернулись в страну весьма интересным путем — они были найдены в Берлине, в рейхсканцелярии. По имеющимся данным, гитлеровцы, прибрав к рукам соколовские документы, хранившиеся до этого во Франции, намеревались устроить с их помощью грандиозный антисемитский процесс. Но фактуры, похоже, все-таки не хватило.
Впрочем, кто ищет, тот всегда найдет. Были бы желание, энергия и соответствующее настроение вышестоящего начальства.
Читайте материал: Царская семья спаслась от расстрела: СКР рассматривает эту версию
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал