«Газета.Ru» она продолжает серию изданий, посвященных России, который после распада Советского 1991-ом году жизни в национальных республиках. На этот раз — история трех людей из разных поколений, которые долгое время жили в Азербайджане.
Где
См. также
Велодорожка для русского алюминия
Путин говорил весной
Лекарства против ВИЧ не хватает на всех
Нет денег, но вам рожать
Северобайкальск — вторая столица
Новости СМИ2
Григорий Павлов, 66 лет
Я родилась в Баку, прожила там 22 года. В свое время Брежнев сказал, что самый многонациональный город в СССР — именно в азербайджанскую столицу. Я думаю, что это было справедливо. Люди разных национальностей было очень много русских, армян, евреев и азербайджанцев. Были смешанные браки, и многие. Я, даже когда я был в школе, уверенно говорит по-азербайджански, как это было частью обязательного учебного плана, а практика у меня была. Хотя надо было так далеко, потому что большинство жителей города говорит по-русски. Стоит ли говорить, что азербайджанская учили на русском, и многие знали его очень хорошо. Кроме того, в двадцатом веке пришла феномен Баку-язык, в шутку называли его локально. Это когда человек забыл то или иное слово на русском или азербайджанском, армянском, татарском или что-то. И все прекрасно понимали.
«Мама провела несколько часов под выстрел»
После провала августовского путча, четверть века назад, россияне, живущие в национальных республиках оказались в новой реальности. На 32-летнего… →
Даже в Баку и Азербайджане в целом было довольно странной репутацией. Всегда эта Республика была курортная зона, хотя жители других регионов Советского Союза пришло к нам не так часто. Так или иначе, считалось, что Азербайджан не самое безопасное место в СССР. В то же время на берегу Каспийского моря, близ Баку, был в санатории, где он регулярно отдыхают в ряд лидеров Коммунистической партии, предпочтения наших курортах Крыма или Абхазии. А насчет безопасности… это пример того, что. В 1986 году я привела своего жениха в Баку из Москвы. По прибытии ей сказал, что она не находится на улице, до тех пор, пока я был в знании ее со всеми соседями. Но, как обычно, что они не слушая меня, пошел в магазин за продуктами. И в тот вечер я пришел с пятью друзьями, азеры, и заявляет: «извините, мы не знали, что это твоя будущая жена, и подошел к ней познакомиться. Но они рассказали нам о вас, а теперь это сложно. Хотя они ничего плохого им не делал, и очень вежливо поговорить. После этого
Я сказал своей жене: «теперь вы, кто знает, иди куда хочешь и когда хочешь. Даже в три часа утра. Если вы встретили прокатит. принести ваш багаж и поможет в любом случае. Там так принято».
Кроме того, мы часто забываем запереть дверь в свою квартиру. И никаких негативных последствий для нас это не вызвало. Не скажу, что мы действительно не есть проблема: некоторые местные, особенно больших начальников до сих пор считали русских людьми второго сорта и не были повысить в должности, например. Однако этих людей было не очень много.
Сразу после свадьбы, я пошел в армию, а после службы он вернулся в Баку и поступил на работу в милицию. У меня тоже на заочное отделение Бакинского Института нефти и газа, но в итоге я не мог. Затем несколько изменений в политике организации. Если раньше был принцип «можно узнать, не можешь — плати», это хороший студент может сдать все экзамены на определенные пожертвования к руководству Института, затем на мой возраст начал действовать принцип «нравится или не нравится, и платить». Я думаю что не надо объяснять, что это значит. Но главная причина моего ухода не было. Дело в том, что в Азербайджане, тогда началась настоящая война.
Распад страны, именно в нашей республике началась не в 1991 году, после путча в Москве, и даже в 1990 году, после армянских погромов в Баку. Все началось с волнений в городе-спутнике столицы Сумгаите. Потом придумали событий в Баку, это было неизбежно. Я уже знал, как это закончится, потому что я знал, что история Азербайджана и Армении. Я был уверен, что все это будет в последние десять лет. Но я был неправ. Она остается и по сей день. И потом, в 1988 году в Сумгаите армяне бежали, но было по-русски: кто-то спрятал армянской семьи и за это он поплатился жизнью, убил кого-то вне компании. Мы, полицейские, просто не хватает времени реагировать на преступления в Сумгаите (нас туда послала к вам). Не забывайте, это происходило так:
пусть убийство и дорога лежит еще один труп, который появился только что.
В Баку наша квартира была на втором этаже обычного панельного дома. Чтобы было понятно, человек обязан ездить на БТРЕ проявить себя на этом уровне нашего дома. Я не сразу рассказал жене, что мы переезжаем. Она была беременна в то время была на пятом месяце, и ее нервы были бесполезны. Я сказал: «иди к маме на праздник в Москве. Вы еще не видели», а потом в аэропорт. Она еще не понимала, что происходит. И слава Богу. Тогда я взял отпуск, приехал в Москву и сделал дело твердо. Когда я описал ситуацию женщины, если я правильно помню, у нее из глаз слезы начали падать как фонтан. Они не хотят уезжать из-за этого теплые отношения, люди в Баку до войны, чтобы мы больше не встретились в любой город мира. Но этот город в своей форме, мы потеряли навсегда.
«Вот эстонцы, их мира, из российских—»
«Газета.Ru» она продолжает серию публикаций о судьбах русского народа, которые живут в бывших национальных республиках после распада СССР… →
Я вернулся в столицу Азербайджана в 1990 году. У меня было две цели: продать квартиру и его мать. Вторая проблема не возникает, и в отношении купли-продажи покупатель пытался меня просто обмануть, не заплатив деньги. Но он не знал, что я понимаю Азербайджана, и магия ему не удалось. В самом деле, многие жители Баку (которые, азербайджанцы, Русские, армяне, конечно) часто при продаже дома за бесценок, а кто-то и бросил. На их место пришли азербайджанцы, которые жили в Баку, но родились в других регионах. В общем, среди тех, кто вырос в Баку в советские времена, «Бакинец» говорят только люди нашего поколения, стала как отдельная национальность. Современные жители столицы Азербайджана, мы не называем, и настоящие Бакинцы не они являются отходами на улицах и в целом не отличаются своим воспитанием и поведением. Недавно я посетил мой родной город, и у меня было еще две стычки с этими людьми. Никто не позволил себе уступить место старику в метро, а другой оскорбил моих друзей русских женщин. Однако, когда я начал спорить с хулиганами в Азербайджане, эти люди удалились.
В заключение хочу сказать, что, хотя он жил в Москве, 29 лет, своим домом я считаю Баку. Недавно мы вместе с сыном приехали в этот город на машине — проехал 25 тысяч километров через Дагестане, Кабардино-Балкарии и Чечне. В городе я был в сопровождении полицейской машины с мигалками, а мой друг все еще активный в местной полиции, он достиг высокого поста. Также хочу отметить, что сейчас в городе есть православные церкви, одна из них даже в непосредственной близости от мечети, где он служил православным священником, который использовал, чтобы быть мусульманином! То есть, люди разных религий и национальностей, когда вы хотите, еще можете спокойно жить вместе. И хотя сын пытается отговорить меня, я думаю о возвращении, когда они, наконец, на пенсию. Просто хочу встретить старость в своем доме, для меня это лучшее место на земле.
Андрей рудой, 35 лет
В 1987 году я пошел в первый класс. Я могу сказать, что школа не большое разделение по национальному признаку. Хотя я ходил в русскую школу, там было много азербайджанцев и других нерусских национальностей на родном языке не говорили, как мой друг, лезгин. Кстати, я азербайджанец, и не узнал.
Но потом произошли печально известные погромы армян в Баку в январе 1990 года. Я имею в виду, они не знают, но после того, как моя бабушка рассказывала мне, как
ворвался в ее известных армян, выбросил их вещи из окна и бросил их с насилием на улицах.
Как она и ее друзья aazerbaijan все собрались в квартире, где есть сплошная дверь, и там сидел с выключенным светом, как подпольщики. О смерти, я говорю нет, но они были, конечно, я тоже только тут узнала.
«Что ты будешь делать, если Русские напали?»
«Газета.Ru» продолжает серию публикаций о судьбе русского народа, после развала СССР в бывших… →
Мое самое яркое впечатление тех лет-это танки на улицах, как в Баку и объявил чрезвычайное положение. Люди старались не покидать дома без крайней необходимости, а по ТВ нагнетать обстановку. Наши соседи почти все азеры, но каждый особенно не беспокоить, пока ты не армянин. В это время в классе я училась с несколькими армянами и они все быстро ушли.
Между тем, в стране начались масштабные сражения, которое позже назовут нагорно-карабахского конфликта. Все это сопровождалось борьбой за власть — началась череда не то переворота, не то еще не понимаю, почему. На улицах Баку постреливать. Свет в доме был выключен постоянно, были сбои в отоплении, но еда для нашей семьи в целом отсутствует, хотя в то время родителей не было особо денег. Ощущалось в столице, хотя линия фронта проходила далеко от ее мировой войны. Например, перед домом, где мы жили, был еще один, недостроенный. Когда разразилась война, и азербайджанцы Армении сбежал, ему и поселились беженцы, они у нас есть, я думаю, это те деньги, которые школы собирают. А те, кто бежал из Армении, не очень популярен. Мол, жрать нечего, вот и пришла.
Сам Баку Азербайджана, их называли «eraseme», то есть ереванские азербайджанцы.
Когда война утихла, он стал менее заметным.
После войны там был где-то большое количество зарубежных малых и не очень малых предприятий. Отец одной из них нашли работу, благодаря которой наша семья жила. Моя мама работала в проектном Институте (т. е. место, где до развала СССР), и они платили совсем копейки.
Местные стали значительно запугать россиян не задания, например мог. В нашей семье считалось скорее евреи, чем русские, кто мы, собственно, был по национальности. Для нас, как ни странно, отношение было немного лояльнее.
Школу я окончил в 1998 году. И хотя СССР в то время и в течение семи лет не было, мы были еще в советских учебных пособиях и программах. Думаю, что это хорошая идея, потому что они дали мне хорошее базовое образование. С людьми, с которыми учился, в том числе Азербайджана, что я до сих пор поддерживаю отношения. Сразу после окончания школы наша семья переехала в Израиль, как в Азербайджане, ситуация была сложной, подавляющее большинство людей в стране жили очень бедно. Сейчас я живу в Испании.
Виталий Крылов, 15 лет
Мои предки жили в Баку с 1930-х годов. Сейчас я в школе, я могу сказать, что в целом очень хорошо здесь: мягкий климат, теплое. Что касается межнациональных отношений, представители разные люди здесь хорошие, я никогда не видел расизма или чего-то подобного. Исключение составляют армяне, но об этом поговорим отдельно.
«Отказ от советского паспорта была моя фатальная ошибка»
«Газета.Ru» продолжаем рассказывать о русских народных республиках бывшего Советского Союза. Мы поговорили с жителями Узбекистана и Казахстана на… →
Я изучаю в школе русский класс, соответственно, в данном и прохожу обучение. В целом, таких как школы, многие в городе, и русский язык имеет широкое распространение, многие азеры знают его. Другое дело, что говорили друг с другом в основном на свой лад. Я говорю по-азербайджански, но, на мой взгляд, не очень уверенно, хотя на бытовом уровне, достаточно для меня.
Большой проблемой является коррупция и связанный с безработицей. Тот факт, что на момент подачи заявки на работу более или менее приличное место, нужно заплатить круглую сумму, а сам работодатель. И аналогичная ситуация складывается в других сферах жизни. Например, в стране официально существует бесплатная медицина. Допустим, вы пришли за обычным контролем в клинике или в военкомат для регистрации. Теоретически, все это бесплатно, но потом, после процедуры, врач обязательно скажет вам, что он хочет сказать «спасибо». Средняя скорость 50 манатов (чуть менее 2 тысяч рублей). Везде:
Я хочу водительские права, заплатив взятку, хотят учиться в обычной школе платить взятки и так далее.
Это все давно привыкли, это все в порядке вещей.
Военная служба является обязательной в стране. Для тех, кто получил высшее образование, это год для тех, кто только закончил школу полтора года. Баку, по крайней мере, мои знакомые были не особо восторженные. Во время есть, можно успеть сделать много полезных вещей. Не хотят местные и завоеванные территории, чтобы отбить», то есть Карабах. Конечно, добровольцы там есть, но подавляющее большинство людей понимают, что это политическая игра и не хочу быть ее пешкой.
В целом анти-армянская пропаганда очень сильна в нашей школе, они уже в первом классе. В школьных актовых залах, чтобы показать анти-армянские фильмы, стихи, посвященные скорби мучеников армянами и азербайджанцами». После событий 1990-х годов армяне открыто в Баку не живут. Это не значит, что их нет вообще. Но они изменили свои имена не армянские, и, конечно, никто открыто не говорит по-армянски. Армяне в городе просто ненавидят.
Я увлекался рок-музыкой, и они в Азербайджане очень непопулярным. Молодые люди слушают здесь или так называемый мейхана (направление в музыке, смесь поп-и азербайджанские народные мелодии), или рэп. Кстати, в текстах или в популярные рассказы о ворах, или про наркотики. Но, несмотря на это, у меня своя группа, мы иногда даже выступать в одном из кафе.
В общем, я хочу после школы уехать в Россию, и пойти в школу. Сейчас существует гораздо больше возможностей в Азербайджане долгосрочный экономический кризис, и я сомневаюсь, что ситуация стремительно улучшается.