Кoсaрь и жeнщинa с грaблями Мaлeвичa, Oстaнкинскaя бaшня, рoзoвый флaмингo из Московского зоопарка — эти и другие образы столицы, нестандартно и с долей иронии обыгранные ребятами, принесли им настоящую славу. С ними сотрудничают Третьяковка, Музей современного искусства «Гараж», Московский музей современного искусства и многие уважаемые культурные институции. А все потому что помимо нешаблонных идей и удачного их претворения авторы проекта строго соблюдают правила интеллектуальной собственности: договоры, согласования с правообладателями, оплата комиссии за использование чужих изображений… При том что их история — по сути своей некоммерческая и живет благодаря энтузиазму москвичей, которые «прославляют любимый город».
– Мы посвятили проект скорее Москве, чем ЧМ, – говорит Эльзессер. – В палитре использовали цветовые комбинации столичных клубов, которых в нашем городе пять. Прежде, чем приступить к работе, я проконсультировался с юристами, в том числе аффилированными с ФИФА На вопрос, можем ли мы использовать слова «Футбол, Москва и 18», они ответили положительно, объяснили, что Гражданский кодекс запрещает регистрацию таких товарных знаков. В общем, нас заверили, что мы можем использовать их без ограничений. А накануне выпуска серии стало известно, что вопреки логике, здравому смыслу и законодательству, специально для FIFA было сделано исключение, и они стали правообладателями словосочетания «Москва 2018». Так и написано: «Правообладатель: FIFA, ФИФА-Штрассе 20, 8044 Цюрих, Швейцария». Все это, согласно закону, имеет фантастическую формулировку — «результат интеллектуальной деятельности».
То есть теперь по закону авторы не имеют права предлагать свои работы, продвигать их и даже дарить. Нарушение закона может вылиться им в многомиллионные штрафы и уголовное дело.
– Все органы, включая Федеральную антимонопольную службу, по словам юристов, примут сторону FIFA, – продолжает Эльзессер. – Жаловаться попросту некуда: оказывается, FIFA всегда так себя ведет, чтобы обезопасить свои доходы и не впускать на рынок конкурентов. Даже если мы купили бы официальную лицензию на использование забиваки и официальной графики ЧМ, выпустить свою серию, содержащую слова «Москва 2018», нам бы никто не дал. Думаю, несправедливо ассоциировать эти словосочетание исключительно с ЧМ. Хотя это, безусловно, важное событие и без такого повода мы бы вряд ли решили посвятить свое время и силы созданию такой серии про футбол в Москве. Мы продолжаем стучаться во все двери и искать законный выход из ситуации. В противном случае пока «Москва швейцарцу отдана» (перефразируя Лермонтова), придется заложить работы в капсулу времени, закопать ее где-нибудь на даче и выкопать через восемь лет, когда срок действия исключительных прав на результат их «интеллектуальной деятельности» закончится. Вот уж действительно получится ретро-серия!