С oппoзициeй «стoлицa — пeрифeрия» мoсквичу нeизбeжнo приxoдится стoлкнуться, кaк тoлькo oн выбирaeтся зa прeдeлы oблaсти. Здeсь eму прeдстoит узнaть o сeбe мнoгo интeрeснoгo. Вoт тoлькo нeкoтoрыe «oкoлoмoскoвскиe» мифы.
Пeрвый — и, бeзуслoвнo, глaвный. Мoсквичи oчeнь мнoгo зaрaбaтывaют и бoгaтo живут. Причeм рaзубeждaть сoбeсeдникoв, oглaшaя скрoмныe пoкaзaтeли свoиx бюджeтныx зaрaбoткoв, aбсoлютнo бeспoлeзнo. Впрoчeм, чeму недоумевать? Ктo тaкиe мoсквичи в пoнимaнии прoвинции? Этo неужто влaдeльцы «зaвoдoв, гaзeт, пaрoxoдoв», скупaющиe цeлыe курoрты и вoзвoдящиe мнoгoэтaжныe здания, разве праздношатающиеся туристы, у которых усиживать деньги на никому, в сущности, никак не нужные кружки с местной символикой и магнитики бери холодильник. А вот мысль о часть, что в московских кафе и сувенирных магазинах поистине так же сорят деньгами месячные из регионов, многим в голову далеко не приходит. Хотя «богатые москвичи» идеже-нибудь на Алтае — сие ровно то же самое, сколько «богатые русские» в Турции.
Другой миф: москвичи неумны. Некто явно входит в некоторое несогласие с первым (как, интересно, им посчастливилось массово разбогатеть при эдакий умственной ограниченности?), да распространен не менее массово. В столице одной национальной республики нам рассказали целую серию анекдотов, начинавшихся со слов: «Приезжает Вотан москвич в командировку…» Сего народного героя отличала жилка всегда вести себя максимально идиотски. Кстати, и «истории из жизни», передаваемые в регионах с уст в уста, поддерживают врученный образ. Например, москвичи приехали в геологическую экспедицию, форвард на маршрут, а еду с на лицо не взяли. С голоду бы умерли, если только бы не местные, накормившие их гречкой с тушенкой.
В принципе, дозволяется догадаться, чем порождено сие неверное в целом представление. Знамо, дураков среди москвичей без- больше и не меньше, нежели среди жителей всех прочих краев. Только на фоне трудно живущих обитателей маленьких городков и тем побольше деревень мы, разумеется, выглядим избалованными и безграмотный приспособленными к жизни. Да и во вкусе нам не расслабиться рядом таком обилии удобств и развлечений! Просто так что второй миф — приставки не- совсем миф, только формулировки нуждаются в уточнении.
Легенда третий — самый обидный: москвичи — люд эгоистичные и черствые. Иллюстрацией чаще всего делов служит ситуация, когда возьми столичной улице никто скажем и не объяснил приезжему, словно пройти к нужному месту. Всё-таки бежали мимо и отмахивались. Имеет смысл ли говорить, что бессердечие здесь совершенно не возле чем?
Во-первых, бежавшие мимо граждане могли ни капельки и не быть москвичами. У нас в городе несметное число приезжих, а на лице ни у кого приставки не- написано, когда и откуда спирт здесь появился. Так отчего велика вероятность, спрашивая в сторону, вообще не наткнуться ни держи одного местного.
Кстати, мало-: неграмотный могу не отметить, кое-что и в провинции дорогу порой объясняют ужасно своеобразно. В Петербурге, например, тебя могут выслать в нужную точку двумя трамваями, где бы того чтобы посоветовать оставить в стороне три остановки на подземный дворец. А в Самаре мне однажды посоветовали наездничать «прямо и направо, никуда мало-: неграмотный сворачивая». Но это складно.
Во-вторых, Москва столь велика, что я в свои примерно 60 лет то и обязанности оказываюсь в районах, где ми никогда не приходилось проведывать. И если меня, живущую у дорога) «Речной вокзал», спросят, на правах куда-нибудь пройти, скажем, возле «Текстильщиков», толку ото меня точно не хорош.
Да и в знакомых вроде бы местах всякий раз есть великое множество незнакомых объектов. Вроде дней назад ко ми подошла возле «Маяковской» красивая восточная ученица в длинном платье и национальном платке и, к немалому моему удивлению, спросила, равно как пройти в отель «Шератон Палас». Самое обидное, аюшки? я легко подсказала бы способ и к Музею музыки, и к Медицинскому центру имени Бурденко, и к университетам — родному РГГУ и Менделеевке, а видишь отель… Да и что бы ми там делать? Отели интересуют меня в других городах. Вдобавок не пятизвездочные. Вот я и повела себя что положено черствой москвичке: помотала головой и побежала следом по своим неотложным делам.
В отношения с этим логично вспомнить четвертый теогония: москвичи вечно спешат. Так это и не миф ни на лепту, а горькая истина. Мы живем в городе, идеже «час до работы» — лимит, а не воплощение кошмара, в духе в небольших населенных пунктах. Притом час, само собой, невыгодный пешком. Кстати, к друзьям в месяцы обычно тоже час. И к родственникам получи и распишись семейное торжество — опять а час. Как не гнать — при таких-то расстояниях?
Пятый теогония говорит о том, что москвичи запоздно встают. Доля истины в этом, считай, есть, хотя вряд ли данное санкционирование относится к врачам и медсестрам, водителям городского транспорта и множеству других людей, чье соприсутствие на работе ранним заутро мы привыкли воспринимать что должное. Да, в Москве велодрын слой тех, чей «совизм» подкрепляется особенностями образа жизни. Народ искусства, программисты, да и наша преподавательская бражка — это те, кто что греха таить предпочитает подниматься с постели безвыгодный с первыми петухами. И в Москве кайфовый многих присутственных местах очереди нарастают там 10 утра.
Но возле этом Москва и ложится стократ позже, чем провинция. Компаратив — вообще не ложится. Столичных жителей ждет просвещенный шок в поездках не не менее по России, но и по части некоторым зарубежным странам, идеже в 5 вечера закрываются музеи, в 6–7 — магазины, а в 9 — и чепок. Мы-то привыкли, в чем дело? поесть, постричься, поплавать в бассейне, нарыть продукты и лекарства можно и вечерком, и даже ночью. Зато телефонный звонок в 7 утра с соскучившегося родственника с восточной периферии, у которого ранее «скоро обед», порой что есть мочи обескураживает. Тут-то автор этих строк и начинаем проявлять свою пресловутую нечуткость.
Шестой миф близок ми, филологу, профессионально. Москвичи акают. Как помню, когда я прилетела в Восточную Кашлык на студенческую журналистскую практику и позвонила с аэропорта в редакцию, меня минус труда опознали по говору. «А, мА-Асквичка!» — обрадованно произнес главный редактор.
Получай лекциях я говорю студентам, сколько московский говор лег в основу русского литературного произношения, бесцельно что аканье является одной с орфоэпических норм. Просто аканье — сие не произнесение четкого «а», а торопись ослабление «о» в безударных слогах. И ты да я, москвичи, не произносим «МА-Асква», на широкую ногу открывая рот. Просто автор и «МО-Осква» не говорим, в распознавание от жителей Русского Севера. По какой причине же до других особенностей произношения, ведь они у нас не очень живо выражены, потому что, ни дать ни взять я уже упоминала, в нашем городе капитал людей буквально отовсюду, и никакого единого московского диалекта незапамятных) времён не существует.
Есть, спору нет, различия на уровне лексики. В Москве невыгодный называют подъезд «парадной», подобно ((тому) как) в Петербурге, а большую комнату — «залом» иль «залой», как во многих провинциальных городах. И шиковать многие коренные москвичи отправляются мало-: неграмотный на Москву-реку, а сверху родную «Москвареку». Но сие частности. А существенные различия обнаруживаются по сию пору-таки не между речью москвича и, вот хоть, воронежца, а между тем, подобно ((тому) как) говорят люди образованные, с одной стороны, и необразованные — с иной: и в Москве, и в любом другом населенном пункте.
Не вдаваясь в подробности Москва, как мне думается, лучшая действующая модель того феномена, о котором беда сколько говорили и писали в советские годы. Нас коли так учили, что в СССР сложилась новая историческая одноприродность — советский народ. В нем считается постепенно стирались различия национальные и территориальные. Зато хорошо почему «якобы»? И сегодня мои ровесники безвыгодный только в России, но и сверху огромном постсоветском пространстве помнят песенки ради чижика-пыжика и родившуюся в лесу елочку, мультфильмы оборона Чебурашку и Простоквашино, анекдоты ради Чапаева и Штирлица, фильмы Гайдая и Рязанова и советские цены: батя за 16 копеек, морожка за 19 с масленой розочкой…
Приблизительно вот, именно Москва и хранит сейчас максимально заботливо черты этой самой новой исторической общности. Я живу после этого с рождения. Среди моих друзей — коренные москвичи и приезжие, русские и сыны Земли других национальностей. Каждый сутки я вижу дворников-узбеков и продавцов-молдаван и говорю с ними по части-русски. Я очень люблю личный огромный, суетный, вечно шарашащий и никогда не засыпающий починок. И если уж с советским народом в итоге никак не получилось, то, может находиться (в присуствии), мы признаем, что у нас сформировалась-таки новая историческая социум — московский народ?