Пoднoс изо Жoстoвo, чaши и лoжки с xoxлoмскoй рoсписью, скaтeрти изо вoлoгoдскoгo кружeвa и плaтки изо Пaвлoвo — всe эти прeдмeты и сeгoдня сoстaвляют нeпрeмeнный нaбoр сувeнирoв, кoтoрыe привoзят туристы с Рoссии. «Известия» продолжают притча о традиционных промыслах России, сохранившихся после наших дней, прикоснуться к которым не запрещается будет после отмены самоизоляции.
Вологодское блонды
Вологда
О ремесле
«Женское замышление» — неизвестно зачем называли искусство плести плетение на Руси. Особенно в замышлении преуспели девчата изо Вологды. Терпения и усердия им хватало, с тем чтоб обставить всех конкуренток. Кружевоплетение пришло в Россию с Европы в XVI веке. Наши мастерицы модернизировали знания, на Вологодчине стали прясть кружева из льняных нитей и придумали плотную тесьму узора — «вилюшку». Чуть (было у каждого местного помещика была собственная малец мануфактура, где трудились кружевницы. Самым известным узором вологодского кружева стала кристаллик, в которой могут переплетаться давно 100 нитей.
р1
Фото: ТАСС/Володяша Смирнов
Музей
Музей местного рукоделия находится в помпезном здании бывшего государственного отмель. В нем, как ценные бумаги, хранится всё-таки наследие Вологодчины, а также элита европейские образцы кружевоплетения с конца XIX и вплоть до начала нынешнего века. Коллекцию пополнили экспонаты с местных музеев и частных собраний.
Гжель и ерунда могут попасть под защиту ЮНЕСКО
Минпромторг соединенными усилиями с Минкультуры готовит предложения для того включения российских народных промыслов в опись нематериального культурного наследия
Умелец-класс
За одно обязанность почти ничему не научишься, кружевоплетению нужно понабираться кое-чего намного дольше. При музее открыли учебные классы к начинающих мастериц. Но на случай если времени нет, прикоснуться к таинству хоть двумя способами: наблюдая ради искусством кружевниц, или подо их чутким руководством перекидывать коклюшки и можжевеловые булавки.
Павлопосадский платочек
Павловский Посад, Московская ветвь
О ремесле
Павлопосадские платки стали необычайно популярны в конце XIX века. Их носили и представительницы всех сословий — дворянского (у тех были дорогие шали), купеческого и крестьянского. То-то и есть тогда купцом Лабзиным и было основано разработка в привычной нам набивной технике, добро бы мануфактура в Богородском уезде Московской губернии работала поуже полвека. Павлопосадская фабрика получила даже если честь быть поставщиком Великой Княгини Александры Петровны «с правом у кого есть на вывеске вензелевое фигура Имени Ея Императорскаго Высочества».
Рисунки создавали на правах с помощью специальных набойных досок, которые изготовлялись подина каждый цвет, так и автоматизированный — такие платки ценились любимее, поскольку узоры были выполнены с мельчайшими деталями. Цветов для одном платке насчитывалось по 12, иногда даже впредь до 20. Первоначально в моде были «турецкие узоры» с орнаментами в виде «огурца и боба», впоследствии в тренд вошли цветочные мотивы.